В ТВЕРСКОМ ГМУ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ УЧАТ ОБЩАТЬСЯ С ПАЦИЕНТАМИ

2 мая 2024

Общие новости

В ТВЕРСКОМ ГМУ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ УЧАТ ОБЩАТЬСЯ С ПАЦИЕНТАМИ

Одной из главных задач системы здравоохранения в современной России является решение комплексной проблемы повышения качества оказываемых медицинских услуг. И, парадоксально, наряду с регулярными, порой капитальными, реконструкциями учреждений и поставками высокотехнологичного оборудования, переподготовкой имеющихся кадров и повышением уровня обучения студентов специалитета и узкопрофильных ординаторов, введением во врачебную практику новых, еще более уточненных клинических рекомендаций и лечебных методик, жалобы от пациентов неумолимо растут. Так, в 2022 году под данным Росздравнадзора число недовольных качеством оказанной помощи и ее доступностью по сравнению с предшествующим годом увеличилось на треть! И чаще всего (больше половины опрошенных респондентов) жаловались на «безразличное, формальное, грубое отношение врачей».

Очевидно, что пациент, сталкивающийся с отстраненностью, равнодушием или агрессией со стороны доктора, не будет ему доверять и выполнять его рекомендаций (которые могут оказаться и в высшей степени действенными), а, значит, и адекватного проблеме лечения уже не получит и, весьма вероятно, тем самым еще более усугубит свое состояние.

Врачу же, посвятившему изучению медицинской науки долгие годы, достаточно неосторожно выразиться, проявить эмоции, буквально в спешке (12 минут на прием по полису ОМС) пропустить разъяснения по результатам анализа и больной сам перестает прислушиваться к консультации, а лишь фокусируется на отрицательных эмоциях.

Обеими сторонами в данной ситуации признается, что устоявшаяся патерналистская модель «врач – пациент» с главенствующей ролью первого и подчиненной – второго, сегодня уже не работает и с 2019 года Министерством здравоохранения Российской Федерации активно развивается концепция партнерских отношений, направленных именно на совместную работу обеих сторон.

Как этого достичь? Разумеется, общаясь. В профильных вузах открываются курсы по подготовке симулированных или, как их чаще называют, стандартизированных пациентов (СП).

«В мае 2022 года при поддержке и.о.ректора, д.м.н., профессора Леси Васильевны Чичановской в Тверском государственном медицинском университете, в частности на базе мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра, отрылась дополнительная учебная площадка по подготовке стандартизированных пациентов. Этот проект реализуется совместно с Методическим центром аккредитации специалистов при Сеченовском университете под кураторством к.п.н., доцента, руководителя Центра компетенций Уральского ГМУ Елены Васильевны Дьяченко», - рассказывает старший преподаватель МАСЦ Тверского ГМУ, врач-эндоскопист, тренер СП Елена Александровна Шапекина.

«Площадка Тверского ГМУ – одна из 6 по всей стране и такие станции открыты Уральском государственном медицинском университете, Сеченовском университете, Сибирском, Красноярском и Ростовском государственных медицинских университетах. В наши обязанности входит не только обучение стандартизированных пациентов, но также апробация оценочного фонда, проигрывание и анализ сценариев «приема», и предоставление отчетов с рекомендациями непосредственно в Министерство здравоохранения. В нашу команду входят врачи-практики, психологи, филологи, педагоги различных дисциплин. Такой междисциплинарный подход, на мой взгляд, как нельзя лучше отражается на конечном результате – у каждого эксперта свой угол зрения и в итоге ситуации прорабатываются максимально полно. Стоит отметить за годы работы нашей площадки мы провели порядка 25 тренингов (каждый проводится дистанционно и длится по 7 часов, не включая итогового тестирования), которые успешно прошли более 115 человек из городов Центрального, Южного, Уральского, Северо-Западного, Сибирского, Дальневосточного и других федеральных округов, а также Донецка и Луганска. Каждый, прошедший обучение, СП получает соответствующее свидетельство от методцентра Сеченовского университета. К слову, специалисты не ограничены исполнением роли стандартизированного пациента. На собственном примере могу подтвердить – при должном исполнении этих функций и по прохождению процедуры повышения квалификации любой СП может стать также и тренером. Что немаловажно – сегодня мы испытываем некоторую нехватку последних», - добавляет Елена Александровна.

Что же такое «стандартизированный пациент» и как его работа влияет на повышение качества оказания медицинских услуг?

«СП – это методика образовательного процесса в целом, а в частности – «актеры», хотя мы и не называем их так, которые участвуют в оценке компетенций каждого аккредитуемого – и студентов-выпускников той или иной специальности, и ординаторов, прошедших обучение по конкретной программе подготовки. Например, в Тверском ГМУ роли СП исполняют ассистенты и преподаватели клинических кафедр – на данном этапе развития проекта их всего 8 человек, но мы нацелены на увеличение их числа. Технически, каждый СП, согласно полученному от аккредитационной коллегии заданию, разыгрывает сценарий «кабинет-врач-пациент-прием» — это терапевт, педиатр, стоматолог, или, ýже – онколог, детских хирург или эндокринолог, гастроэнтеролог, кардиолог, невролог, нейрохирург, офтальмолог, специалист по инфекционным болезням или клинико-лабораторной диагностике – по этим и ряду других специальностей проводится аккредитация в нашем вузе. Разнообразные ситуации, обыгрываемые в сценариях, требуют от экзаменуемого адекватного выполнения поставленных задач, а именно – собрать анамнез, проконсультировать пациента, поставить правильный диагноз, составить программу лечения, при необходимости назначить дополнительные консультации у других врачей и т.д. Весь процесс транслируется и записывается, и в последствии детально разбирается, выявляются недостатки – в том числе в работе СП – и формулируются рекомендации, уже всем участникам экзамена».

«Наша задача – автоматизировать навыки конструктивного общения врача с пациентами, сделать так, чтобы формат доверительной, доброжелательной и плодотворной коммуникации был принят каждым специалистом, чтобы он перестал быть усилием или уступкой с его стороны, но чем-то абсолютно естественным. К сожалению, на данном этапе по имеющейся печальной статистике, чаще всего нашим выпускникам предстоит сталкиваться с ситуациями, когда пациенты, впервые видя специалиста, не имея никакого представления о его компетентности, ставят его в один ряд в врачами, услуги которых не понравились, не получились объемными, возможно, даже нанесли какой-то вред. Продуктивно это? Конечно, нет. Часто мы слышим «все вы, врачи, одинаковые» или «вам бы только назначить что-нибудь и отделаться от больных», «мы вам, врачам, все безразличны» ... Реальные случаи, имевшие место во врачебной практике, это единичные, поверьте, ситуации, которые передаются из уст в уста, как фольклор. А талантливый, пусть и молодой, врач от этого страдает. Грамотно разобраться в такой ситуации, направить разговор в русло лечения и, что самое главное, сотрудничества с пациентом – задача каждого доктора. Ну, а наша цель – обучить его этим навыкам!».

Ежегодно через станцию оценки коммуникативных навыков на базе МАСЦ Тверского ГМУ проходит одна треть от общего числа аккредитуемых по программам специалитета (приблизительно 130 человек, однако планируется проводить эту аттестацию среди всех выпускников), а также 200 ординаторов и врачей в процессе прохождения первичной специализированной аккредитации. Активно развивается и экспорт этой образовательной услуги, помимо тренингов стандартизированных пациентов из разных регионов Российской Федерации, обучение проходят и участковые врачи-терапевты лечебных учреждений города Твери, а с недавних пор – и специалисты колл-центров здравоохранения и фельдшеры скорой медицинской помощи нашего региона.

«Уверенное знание, понимание и применение навыков общения позволяет структурировать врачебный прием, проводить его в максимально комфортном и продуктивном для всех формате – таким образом решаются реальные проблемы пациентов и вместе с тем повышается уровень удовлетворенности оказанной помощью, укрепляется положительный имидж докторов и, соответственно, улучшается качество оказания врачебных услуг, в конечном итоге, растет и общая культура общения!», - уверена Елена Александровна Шапекина.

Галерея:  Загрузить / Загрузить / Загрузить

ID:  12319

Символьный код:  v-tverskom-gmu-budushchikh-vrachey-uchat-obshchatsya-s-patsientami

Внешний код:  12319

Название:  В ТВЕРСКОМ ГМУ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ УЧАТ ОБЩАТЬСЯ С ПАЦИЕНТАМИ

Сортировка:  500

Картинка для анонса:  Загрузить

Детальное описание: 

Одной из главных задач системы здравоохранения в современной России является решение комплексной проблемы повышения качества оказываемых медицинских услуг. И, парадоксально, наряду с регулярными, порой капитальными, реконструкциями учреждений и поставками высокотехнологичного оборудования, переподготовкой имеющихся кадров и повышением уровня обучения студентов специалитета и узкопрофильных ординаторов, введением во врачебную практику новых, еще более уточненных клинических рекомендаций и лечебных методик, жалобы от пациентов неумолимо растут. Так, в 2022 году под данным Росздравнадзора число недовольных качеством оказанной помощи и ее доступностью по сравнению с предшествующим годом увеличилось на треть! И чаще всего (больше половины опрошенных респондентов) жаловались на «безразличное, формальное, грубое отношение врачей».

Очевидно, что пациент, сталкивающийся с отстраненностью, равнодушием или агрессией со стороны доктора, не будет ему доверять и выполнять его рекомендаций (которые могут оказаться и в высшей степени действенными), а, значит, и адекватного проблеме лечения уже не получит и, весьма вероятно, тем самым еще более усугубит свое состояние.

Врачу же, посвятившему изучению медицинской науки долгие годы, достаточно неосторожно выразиться, проявить эмоции, буквально в спешке (12 минут на прием по полису ОМС) пропустить разъяснения по результатам анализа и больной сам перестает прислушиваться к консультации, а лишь фокусируется на отрицательных эмоциях.

Обеими сторонами в данной ситуации признается, что устоявшаяся патерналистская модель «врач – пациент» с главенствующей ролью первого и подчиненной – второго, сегодня уже не работает и с 2019 года Министерством здравоохранения Российской Федерации активно развивается концепция партнерских отношений, направленных именно на совместную работу обеих сторон.

Как этого достичь? Разумеется, общаясь. В профильных вузах открываются курсы по подготовке симулированных или, как их чаще называют, стандартизированных пациентов (СП).

«В мае 2022 года при поддержке и.о.ректора, д.м.н., профессора Леси Васильевны Чичановской в Тверском государственном медицинском университете, в частности на базе мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра, отрылась дополнительная учебная площадка по подготовке стандартизированных пациентов. Этот проект реализуется совместно с Методическим центром аккредитации специалистов при Сеченовском университете под кураторством к.п.н., доцента, руководителя Центра компетенций Уральского ГМУ Елены Васильевны Дьяченко», - рассказывает старший преподаватель МАСЦ Тверского ГМУ, врач-эндоскопист, тренер СП Елена Александровна Шапекина.

«Площадка Тверского ГМУ – одна из 6 по всей стране и такие станции открыты Уральском государственном медицинском университете, Сеченовском университете, Сибирском, Красноярском и Ростовском государственных медицинских университетах. В наши обязанности входит не только обучение стандартизированных пациентов, но также апробация оценочного фонда, проигрывание и анализ сценариев «приема», и предоставление отчетов с рекомендациями непосредственно в Министерство здравоохранения. В нашу команду входят врачи-практики, психологи, филологи, педагоги различных дисциплин. Такой междисциплинарный подход, на мой взгляд, как нельзя лучше отражается на конечном результате – у каждого эксперта свой угол зрения и в итоге ситуации прорабатываются максимально полно. Стоит отметить за годы работы нашей площадки мы провели порядка 25 тренингов (каждый проводится дистанционно и длится по 7 часов, не включая итогового тестирования), которые успешно прошли более 115 человек из городов Центрального, Южного, Уральского, Северо-Западного, Сибирского, Дальневосточного и других федеральных округов, а также Донецка и Луганска. Каждый, прошедший обучение, СП получает соответствующее свидетельство от методцентра Сеченовского университета. К слову, специалисты не ограничены исполнением роли стандартизированного пациента. На собственном примере могу подтвердить – при должном исполнении этих функций и по прохождению процедуры повышения квалификации любой СП может стать также и тренером. Что немаловажно – сегодня мы испытываем некоторую нехватку последних», - добавляет Елена Александровна.

Что же такое «стандартизированный пациент» и как его работа влияет на повышение качества оказания медицинских услуг?

«СП – это методика образовательного процесса в целом, а в частности – «актеры», хотя мы и не называем их так, которые участвуют в оценке компетенций каждого аккредитуемого – и студентов-выпускников той или иной специальности, и ординаторов, прошедших обучение по конкретной программе подготовки. Например, в Тверском ГМУ роли СП исполняют ассистенты и преподаватели клинических кафедр – на данном этапе развития проекта их всего 8 человек, но мы нацелены на увеличение их числа. Технически, каждый СП, согласно полученному от аккредитационной коллегии заданию, разыгрывает сценарий «кабинет-врач-пациент-прием» — это терапевт, педиатр, стоматолог, или, ýже – онколог, детских хирург или эндокринолог, гастроэнтеролог, кардиолог, невролог, нейрохирург, офтальмолог, специалист по инфекционным болезням или клинико-лабораторной диагностике – по этим и ряду других специальностей проводится аккредитация в нашем вузе. Разнообразные ситуации, обыгрываемые в сценариях, требуют от экзаменуемого адекватного выполнения поставленных задач, а именно – собрать анамнез, проконсультировать пациента, поставить правильный диагноз, составить программу лечения, при необходимости назначить дополнительные консультации у других врачей и т.д. Весь процесс транслируется и записывается, и в последствии детально разбирается, выявляются недостатки – в том числе в работе СП – и формулируются рекомендации, уже всем участникам экзамена».

«Наша задача – автоматизировать навыки конструктивного общения врача с пациентами, сделать так, чтобы формат доверительной, доброжелательной и плодотворной коммуникации был принят каждым специалистом, чтобы он перестал быть усилием или уступкой с его стороны, но чем-то абсолютно естественным. К сожалению, на данном этапе по имеющейся печальной статистике, чаще всего нашим выпускникам предстоит сталкиваться с ситуациями, когда пациенты, впервые видя специалиста, не имея никакого представления о его компетентности, ставят его в один ряд в врачами, услуги которых не понравились, не получились объемными, возможно, даже нанесли какой-то вред. Продуктивно это? Конечно, нет. Часто мы слышим «все вы, врачи, одинаковые» или «вам бы только назначить что-нибудь и отделаться от больных», «мы вам, врачам, все безразличны» ... Реальные случаи, имевшие место во врачебной практике, это единичные, поверьте, ситуации, которые передаются из уст в уста, как фольклор. А талантливый, пусть и молодой, врач от этого страдает. Грамотно разобраться в такой ситуации, направить разговор в русло лечения и, что самое главное, сотрудничества с пациентом – задача каждого доктора. Ну, а наша цель – обучить его этим навыкам!».

Ежегодно через станцию оценки коммуникативных навыков на базе МАСЦ Тверского ГМУ проходит одна треть от общего числа аккредитуемых по программам специалитета (приблизительно 130 человек, однако планируется проводить эту аттестацию среди всех выпускников), а также 200 ординаторов и врачей в процессе прохождения первичной специализированной аккредитации. Активно развивается и экспорт этой образовательной услуги, помимо тренингов стандартизированных пациентов из разных регионов Российской Федерации, обучение проходят и участковые врачи-терапевты лечебных учреждений города Твери, а с недавних пор – и специалисты колл-центров здравоохранения и фельдшеры скорой медицинской помощи нашего региона.

«Уверенное знание, понимание и применение навыков общения позволяет структурировать врачебный прием, проводить его в максимально комфортном и продуктивном для всех формате – таким образом решаются реальные проблемы пациентов и вместе с тем повышается уровень удовлетворенности оказанной помощью, укрепляется положительный имидж докторов и, соответственно, улучшается качество оказания врачебных услуг, в конечном итоге, растет и общая культура общения!», - уверена Елена Александровна Шапекина.

Начало активности (дата):  02.05.2024

Начало активности (время):  02.05.2024

Количество показов:  340

Дата первого показа:  02.05.2024 06:16:12

Тип информационного блока:  content

ID информационного блока:  14

Символьный код информационного блока:  news

Название информационного блока:  Новости

Дата создания:  02.05.2024 06:16:04

Кем создан (ID):  1

Кем создан (имя):  (admin) Егор Котов

Дата изменения:  02.05.2024 06:16:52

Кем изменен (ID):  1

Кем изменен (имя):  (admin) Егор Котов